ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ СВЯЩЕННОГО
КОРАНА.
Наш создатель, Всевышний Аллах ниспослал к нам Коран как руководство к
действию, Он сказал:
"Следуйте тому, что ниспослано вам от
Господа вашего" (ал-А1раф 3).
Также Всевышний Аллах разъяснил
нам, что тот, кто не следует согласно Корану является кафиром, т.е.
неверующим, Он сказал: "А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то
это - неверные" (Трапеза 44).
Мы должны читать Коран,
внимательно размышлять над ним и следовать ему, Всевышний Аллах сказал:
"Писание, ниспосланное тебе благословенно, чтобы обдумали его
знамения и припомнили обладатели рассудка" (Сад 29).
В своем
следовании Корану, мы должны стремится следовать Корану, как это делал
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) и для
этого мы обязаны понимать Коран, как это понимал Посланник Аллаха (да
благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), потому что если бы каждый, кто
читает Коран, и размышляет над его аятами, следовал бы своему пониманию
данного аята, то могло случиться так, что понимание каждого отличалось от
понимания другого, и вместе с этим он мог бы оказаться в одной из
заблудших групп, которые упоминаются в хадисе Посланника Аллаха (да
благословит его Аллах и ниспошлет ему мир): "Иудеи распались на 71
группу, христиане на 72 группы, а этот народ (мусульманская умма)
распадется на 73 группы, и они обитатели ада, кроме одной". Сподвижники
спросили: "Какой?" Посланник Аллаха ответил: "Той, которая идет по моему
пути и пути сподвижников". Этот хадис приводится у ал-Бухари и
Муслима.
К большому сожалению, некоторые мусульмане, стараются
толковать коранические аяты, опираясь на различные переводы Корана, делая
тем самым Коран жертвой своих рассуждений и логики. Мы хотели бы
предостеречь их хадисом, в котором приводится изречение Посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир): "Тот, кто говорит о
Коране, не имея знаний, готовит себе место в адском пламени".
Для
толкования Коран не достаточно его переводов, даже не достаточно обычное
владения арабским языком, не обходимо знать несколько наук, это:
1) знать арабский язык в совершенстве (морфологию, синтаксис,
риторику, изменение по флексиям и по окончаниям); 2) знать историю:
в каком порядке были ниспосланы аяты Корана; 3) знать по какому поводу
были ниспосланы конкретные аяты Корана; 4) знать какой аят является
"насихом" и какой является "мансухом"; 5) знать какой аят является
"муджмал" и какой является "муфассил"; 6) знать какой аят является
"мутлак" и какой является "мукаййад"; 7) знать какой аят является
"мухкам" и какой является "муташабий"; 8) знать какой аят является
"амм" и какой является "хасс"; 9) знать в каких вопросах существует
"иджмаъ"; 10) знать в каких вопросах существует "ихтилаф"; 11) знать
сравнение и его виды;
Также для того, чтобы не следовать аяту своим
пониманием, которое может оказаться неправильным, а следовать правильному
пониманию Корана, мы должны знать:
1) Что самый лучший комментатор
Корана - это сам Коран, одна часть которого проливает свет на другую
часть. Это можно видеть на всем протяжении текста Корана. Например, мы
читаем в суре (ал-Фатиха): "Веди нас по дороге прямой, по дороге тех,
которых Ты облагодетельствовал", и когда мы хотим узнать, кто эти
благословенные и счастливые люди? Священный Коран показывает нам этих
правдивых, благочестивых людей, мучеников, на примерах Своих Пророков и
Посланников, а также других истинно верующих. Различные (муджмал)
положения Корана проясняются в свете его отдельных (мубаййан) положений,
например: Всевышний Аллах говорит: "Дозволено вам всякое животное из
скота, кроме того, о чем читается вам". Смысл этих слов становится
понятным в свете другого аята: "Запретил вам только мертвечину, и кровь, и
мясо свиньи..." Таким образом, объяснение абсолютного (мутлак) через
ограниченное (мукаййад) и общего (амм) через частное (хасс) - это часть
метода, при котором одни аяты Корана объясняются в свете других, связанных
с ними. Применяя этот метод, мусульманские ученые также стремятся решить
проблемы, возникающие из-за аятов, которые как будто противоречат друг
другу.
2) Вторым комментатором является сунна Посланника Аллаха
(да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), основанием этому, мы
приведем несколько причин:
а) Посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и ниспошлет ему мир) является избранником Всевышнего Аллаха, и он
самый лучший разъяснитель Корана, на это указывает слово Всевышнего
Аллаха:
"Мы ниспослали тебе напоминание, чтобы ты разъяснил
людям то, что было ниспослано им, - может быть, они размыслят!" (ан
Нахл 44).
Всевышний Аллах сказал про Своего посланника:
"И говорит он не по пристрастию. Это - только откровение,
которое ниспосылается".
Посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и ниспошлет ему мир) говорил: "Поистине, ниспослан мне Коран и
ему подобное" Этот хадис приводится у Абу Дауда.
Ибн Халдун сказал:
"Пророк (да будет мир с ним) рассказывал о муджмал и о различиях между
отменяющими и отмененными аятами и пояснял это своим Сподвижникам".
Например, он объяснял, что слова "те, которые находятся под гневом"
(в суре "ал-Фатиха") относятся к евреям. Далее, он объяснил, что в словах
"и заблудших" (в той же суре) речь идет о христианах.
Были случаи,
когда Сподвижники советовались с Пророком (да благословит его Аллах и
ниспошлет ему мир) и его молчание или поправки сами по себе
рассматривались как некий комментарий. Когда был ниспослан аят "Ешьте и
пейте, пока не станет различаться пред вами белая нитка и черная нитка".
Абид бин Хатим взял две нитки одну белую, а другую черную, и посмотрел на
них, но не сумел отличить одну от другой. Тогда он пошел утром к
Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) и
рассказал ему об этом. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и
ниспошлет ему мир) объяснил, что здесь подразумевались день и
ночь
б) Всевышний Аллах во многих открытых аятах предписал нам
следовать сунне Своего посланника, Он сказал: "Что дал вам посланник, то
берите, а что он вам запретил, от того удержитесь" (ал-Хашр 7).
в)
Всевышний Аллах клянется предписал обращаться к Корану и к Своему
посланнику для разрешения их споров и признавать его суд. Всевышний
Аллах сказал:
"Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то
обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в
Последний день" (ал-Нисаъ 59).
Всевышний Аллах сказал:
"Но нет - клянусь твоим Господом - не уверуют они, пока не поставят
тебя судьей в том, что запутано между ними, и потом не найдут в самих себе
затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью" (ал Нисаъ
65).
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и ниспошлет ему
мир) сказал: "Я оставил вам две вещи, которые избавят вас от любого
заблуждения, если вы будете ими строго руководствоваться: Книгу Аллаха и
Сунну Его посланника" Этот хадис приводится у Малика.
г) Всевышний
Аллах предупредил тех, кто не следует сунне Своего посланника о ждущих их
мучениях.
Всевышний Аллах сказал: "Пусть поберегутся
поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла их испытания, и не
постигла их наказание, мучительное". (ал Нур 63).
д) Всевышний
Аллах возлагает мусульманам быть покорными Его посланнику Мухаммаду (да
благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) потому что Его посланник
приказывает Его приказом, и запрещает Его приказом, Всевышний Аллах
сказал:
"Покорившийся посланнику покорился Аллаху". (ал Нисаъ
80).
е) Наша любовь к Всевышнему Аллаху и к Его посланнику (да
благословит его Аллах и ниспошлет ему мир) находит свое отражение и
выражается в повиновении Им и следовании Их повелениям.
Всевышний
Аллах сказал: "Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной.
Возлюбит вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий,
Милосердный" (ал 1имран 31).
Посланник Аллаха (да благословит
его Аллах и ниспошлет ему мир) сказал: "Ни один из вас не уверует,
пока не возлюбит меня сильнее, чем своего отца, своего сына и всех людей".
Этот хадис приводится у ал Бухари и Муслима.
3) В тех случаях,
когда в Коране и в Сунне нет указаний относительно толкования
определенного аята Корана, то мы обращаемся к тому, как толковали эти аяты
сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), потому
что они свидетели ниспослания, и современника Пророка (да благословит его
Аллах и ниспошлет ему мир), и следовательно они лучше других понимали
Коран.
Всевышний Аллах сказал о сподвижниках Своего посланника:
"Опередившие, первые из мухаджиров и ансаров и те, кто
последовал за ними в благом - Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом, и
Он приготовил для них сады, где текут под ними реки, будучи вечными в нем,
всегда. Это великий успех". (ал Товба 100).
Умар бин ал Хаттаб
говорил: "Будут люди, которые станут спорить с вами, приводя в
доказательство Коран. Вы должны ответить им с помощью хадиса, потому что у
сподвижников Сунны - лучшее знание Книги Аллаха". Ибн Масуд говорил про
сподвижников: "Среди нас были люди, которые, выучив десять стихов, не
двигались дальше, пока не вникали полностью в их смысл и не поступали в
соответствии с ними. Так мы изучали Коран и основывали на нем все свои
поступки".
Абу Абдурахман ал-Сулами ал-Табии сказал: "Те, которые
читали нам Коран, - Усман бин Аффан, Абдаллах бин Масуд и другие, когда
узнавали от Пророка десять аятов, не шли дальше этого, пока не усваивали
их смысл полностью и не применяли их на практике". Имам Малик говорит в
своем "Муваттаъ", что Абдаллах бин Умар провел восемь лет, заучивая суру
ал-Бакара. Из этих слов видно, что сахабы были весьма сведущими в
толковании Священного Корана, и что при отсутствии какого-либо наставления
со стороны Священного Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и
ниспошлет ему мир), комментарий аятов Священного Корана, сделанная сахаба,
является обязательной для последующих поколений.
Абдурахман Гойтинский
http://www.lamro.angelcities.com/library/tavsir.htm
|