Чтение Кyр'ана умершим. Сообщается от Макъаля ибн Ясара, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте вашим умирающим суру "Йасин"». Ахмад 5/26, Абу Дауд 3121. Что касается этого распространённого хадиса, который также переводят как: «Читайте вашим умершим суру "Йасин"»,
многие великие знатоки хадисов назвали его слабым. Ибн аль-Къаттан
охарактеризовал этот хадис как сомнительный и сказал, что от него
следует отказаться как от недостоверного. Тоже самое говорил и имам
ад-Даракъутни. Также этот хадис назвали слабым Ибн Мадини, имам
ан-Науауи и шейх аль-Альбани. Слабость и недостатки этого хадиса шейх
аль-Альбани подробно разъяснил в своей книге "ас-Сильсиля ад-Да'ифа"
5961. А что касается чтения Корана умершим, то и это мнение также является слабым.
Шейх аль-Альбани относительно чтения Кур'ана за умерших сказал, что
ничего подобного в Сунне нет и это деяние в шариате не узаконено, а
если бы оно было узаконено, то это делал бы сам пророк (да благословит
его Аллах и приветствует) и обучал бы этому своих сподвижников, которые
часто интересовались о том, что принесёт пользу умершим. Когда Аиша,
любимый человек для пророка (да благословит его Аллах и приветствует),
спросила у него, что надо говорить во время посещения могил, он обучил
её приветствию и мольбе, и не сказал ей читать там "аль-Фатиху" или
что-нибудь другое из Къурана, и если бы это деяние было узаконено
Всевышним, то он не скрыл бы этого от неё. Подробнее см.
"Ахкамуль-Джанаиз" 241-242. Согласно мнению большинства
праведных предшественников, таких как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафи'и,
Ахмад и других - чтение Къурана на могилах является порицаемым. Что
касается имама ан-Науауи, который в своих книгах "аль-Азкар" и
"Рияду-Ссалихин" приводит слова имама аш-Шафи'и: "Будет хорошо если
после погребения умершего почитать над ним что-либо из Къурана, а если
прочтут весь Къуран, то это будет ещё лучше", относительно этого
высказывания шейх аль-Альбани в комментариях к "Садам праведных"
сказал: "Я не знаю, где об этом говорил аш-Шафи'и, ведь от него достоверно известно обратное". Имам аш-Шафи'и говорил: "Мёртвые не получают награду за чтение Къурана над их душами".
См. "Тафсир Ибн Кассир" 4/258. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал,
что имам аш-Шафи'и считал чтение Къурана над умершим нововведением. См.
"Икътида…" 182. Имам Малик сказал: "Я не знаю, чтобы кто-то
делал это, ведь известно, что сподвижники пророка (да благословит его
Аллах и приветствует) и праведные предшественники не делали этого". См. "Икътидау Ссыратиль-Мустакъим" 182. Сам Ибн Таймия сказал: "Чтение Кур'ана над умершим - это новшество". См. "аль-Ихтиярат…" 53. Также это было мнением имама Ахмада. Абу Дауд рассказывал: "Я слышал, как у Ахмада спросили о чтении Кур'ана у могил. На что он ответил: «Нет»". См. "аль-Масаиль" 158.
Ибн аль-Къайим в "Задуль-Ма'ад" писал: "То, что делают в наше время,
садясь вокруг могилы, разговаривая с умершим, читая над ним Кур'ан или
подсказывая ему ответы на вопросы, которые ему будут задавать в могиле,
то это новшество, не имеющее никакой основы в религии". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не превращайте свои дома в кладбища! Поистине, шайтан убегает из того дома, в котором читают суру "аль-Бакъара" (Корова)». Муслим
780. Этот хадис указывает на то, что могилы не являются местом для
чтения Къурана. И именно поэтому пророк (да благословит его Аллах и
приветствует) побуждает читать Кур'ан в своих домах, и сравнивает дом,
в котором не читают Къуран с кладбищем. Что касается того
придания, которое пришло в «Китабу-Ррух», (которые многие люди приводят
в доказательство того, что читать умершим Къуран дозволено), в нём
сказано, что когда похоронили одного умершего, один слепой мужчина сел
у могилы и стал читать Къуран, и имам Ахмад сказал ему: “О ты, поистине чтение Кур'ана у могилы – новшество”.
После этого Мухаммад ибн Къудама, который был вместе с имамом Ахмадом,
сказал ему: “О Абу Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Хиляби?”
Тот сказал: “Надежный, достоверный передатчик”. Мухаммад спросил:
“Написал ли ты от него что-нибудь?” Ахмад сказал: “Да”. Мухаммад
сказал: "Мне сообщил Мубашшир от 'Абдурахмана ибн 'Аля’, который
передал от своего отца то, что тот завещал, чтобы когда его похоронили
ему над могилой почитали начало суры “Бакъара” и её конец, и он сказал,
что я слышал, как Ибн Умар сделал такое завещание". Тогда Ахмад сказал
ему: “Вернись и скажи тому человеку, чтобы он продолжал читать”. Шейх аль-Альбани сказал: "Ответов у меня на это придание несколько:
1. Утверждение того, что придание от Ахмада достоверное, очень
сомнительно, потому что биографию шейха Халяля аль-Хасана ибн Ахмада
аль-Уаракъа (с чьих слов это сообщается), я нигде не нахожу в своих
книгах о передатчиках. Также дело обстоит и с его шейхом Али ибн Мусса
аль-Хаддадом – его я тоже не знаю, и если здесь и сказано в этой
цепочки, что он был надежным, то мы видим, что говорит это аль-Уаракъ,
а положение аль-Уаракъ вы уже знаете. 2. И даже, если это
придание достоверное, то оно более конкретизирующее чем придание,
которое привел Абу Дауд в “аль-Масаиль” от Ахмада (т. е. то, что на
вопрос о чтении Къурана у могил, Ахмад сказал: "Нет"), и если мы
совместим оба эти мнения (имама Ахмада), то его мнение заключается в
нежелательно-сти чтения Къурана у могил, кроме как во время похорон.
3. Даже если история с Ахмадом достоверна, то цепочка, доходящая до Ибн
Умара, не достоверна, так как 'Абдурахман бин 'Аля’ считается
неизвестным передатчиком, как о нём сказал аз-Захаби в «аль-Мизан»".
См. "Ахкамуль-Джанаиз" 243-244. Имам ‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям (да
смилуется над ним Аллах) сказал: “Если кто-то совершил благодеяние ради
Аллаха и хочет, чтобы награда за это перешла кому-нибудь из живых или
мертвых, то до них эта награда не дойдёт, поскольку «нет человеку
ничего, кроме того, к чему он стремился». (Сура “Звезда”, 39). И если
он совершает какое-нибудь деяние, одобряемое шариатом, намереваясь
сделать это за умершего, то это не будет засчитано умершему, кроме
того, что исключил из этого сам шариат, то есть милостыня, пост и
хадж”. См. "Фатауаль-’Изз ибн ‘Абду-Ссалям" 2/24
|