Вся хвала Аллаху.
Чтение более поздних частей Корана перед первыми называется Танким (перестановка).
Существуют несколько видов перестановок:
Tankees al-Huroof (перестановка букв)
Tankees al-Kalimaat (перестановка слов)
Tankees al-Aayat (перестановка аятов)
Tankees al-Suwar (перестановка сур)
Tankees al-Huroof (перестановка букв) означает менять местами буквы слова, например вместо "Rabb” прочесть "Barr”
Очевидно,
что это харам, и аннулирует молитву человека, потому что изменяет Коран
от той формы в который он был ниспослан Аллахом, и обычно подобные
перестановки ужасно изменяют смысл.
(Al-Sharh al-Mumti’ by Ibn ‘Uthaymeen, 3/110)
Tankees al-Kalimaat (перестановка слов) означает переставлять позднее слово, на место более раннего, например: вместо "Qul huwa Allaahu ahad”, прочесть "Ahad Allaah huwa qul”!
Это тоже запрещено, потому что изменяет Коран от той формы, в которой он был ниспослан Аллахом.
(Al-Sharh al-Mumti’, 3/110)
Tankees al-Aayat (перестановка аятов) означает прочтение предыдущего аята вместо первого, например: "min sharr il-waswaas il-khannaas” до "ilaah il-naas”!
В отношении этого случая Кади Йад (да помилует его Аллах) сказал:
«Нет разногласия относительно последовательности аятов в каждой суре. Это основано на Tawqeefi,
т.е. основано на откровении (и не открыто для ижтихада) и порядок
такой, как указан в Мусхафе, и таким образом умма переняла это от
Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)»
(Sharh al-Nawawi, 6/62. This was also the view of Ibn al-‘Arabi, as stated in al-Fath, 2/257).
Шейх ибн Усеймин сказал:
«Tankees al-aayaat (перестановка аятов) – также запрещена согласно наиболее правильному мнению, потому что порядок аятов - tawqeefi т.е. основан на откровении (и не открыт для ижтихада). "tawqeefi” – то что было определено приказом Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует)»
(al-Sharh al-Mumti’, 3/110).
Tankees al-Suwar (перестановка сур) – чтение поздних сур до более ранних, например Али Имран до суры Багара.
Правило в отношении этого:
Ученые считающие, что порядок аятов не относится к tawqeefi, не видят ничего неправильного в этом.
Те же, кто считает, что порядок сур относится к tawqeefi или, что консенсус сахабов относительно порядка сур является доводом, они не считают это дозволенным.
Правильное мнение в том, что порядок сур не является tawqeefi; он является результатом ижтихада части сахабов.
В
вопросах порядка сур среди сахабов не было иджмы (консенсуса); порядок
мусхафа Абдуллах ибн Масуда, например, отличается от других Мусхафов.
В сунне есть доводы, которые поддерживают мнение, что это дозволенно:
Хузайфа
сказал: Я молился с Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует)
в одну из ночей, и он начал читать Багара. Я подумал, что он сделает
руку (поясной поклон), когда прочтет сто аятов,
но он продолжал. Я подумал, что он завершит ее в одном ракате, но он
продолжил. Я подумал, что он сделает руку сейчас, но он начал читать
суру Ниса, и прочел ее всю, затем он прочел Али Имра и прочел всю эту
суру…» (Муслим 772)
Довод в этом хадисе в том, что он прочел Ниса после Али Имран
Ан Навави сказал:
«Кади
Йад сказал: в этом (хадисе) содержится довод тем, кто утверждает, что
порядок сур является результатом иштихада части мусульман, когда они
записывали Мусхаф. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) не
диктовал порядок сур; он доверил эту задачу умме после его смерти.
Этого мнения придерживался Малик и большинство ученых, и этому мнению
отдали предпочтение Кади Абу Бакр аль Баагилани. Ибн аль Баагилани
сказал: это наиболее правильное из двух мнений, хотя оба мнения
допустимы»
Он
сказал: «мы утверждаем, что порядок сур не обязателен во время
написания, молитвы, изучения, обучения. Нет сообщения от Пророка (Да
благословит его Аллах и приветствует) относительно того, что запрещено
изменять порядок. Поэтому порядок сур в различных Мусхафов различался,
до (издания) Мусхафа Усмана.
Пророк
(Да благословит его Аллах и приветствует) и умма после него считали
дозволенным изменять порядок сур в молитве, во время изучения и
обучения»
Он также сказал:
«В
отношении мнения ученых о том, что порядок сур был установлен Пророком
(Да благословит его Аллах и приветствует) и что он установил тот
порядок, который мы видим в мусхафе Османа – и различные порядки были
до того как был установлен этот порядок и провере Джибрилем: эти ученые
считают, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) прочел
суру Ниса первой, а суру Али Имран после, потому что на тот момент не
было окончательного порядка, и эти суры приводятся в подобном порядке в
Мусхафе Убай.
Он
сказал: нет разногласий относительно того факта, что человек во время
молитвы может читать во втором ракате суру, которая идет до той суры,
что была прочитана в первом ракате; но считается макрухом, если человек
поступает так в одном ракате, или когда читает Коран вне молитвы… Но
некоторые из них позволили это.
Запрет Саляфов относительно чтения Корана в обратном порядке касается тех, кто читает суру с конца к началу.
И
нет разногласий относительно факта, что порядок аятов в каждой суре
основан на откровении от Аллаха и он такой как в Мусхафе и он передан
умой от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует)».
Аллаху известно лучше». (Sharh Muslim, 6/61, 62).
Аль – Синди сказал:
Фраза
(в хадисе Хузайфы) «затем он начал читать Али Имран» означает, что
необязательно следовать за порядком сур во время чтения. (Sharh al-Nisaa’i, 3/226).
Передано
от Анас ибн Малика (да будет доволен им Аллах), человек из числа ансар
руководил их молитвой в мечети Куба. Каждый раз, когда он руководил их
молитвой, он начинал с чтения "Qul huwa Allaahu ahad”,
затем он читал другую суру. Он делал так в каждом ракате. Его товарищи
обратились к нему: «Ты всегда начинаешь с чтения этой суры, затем ты
считаешь это недостаточным и читаешь другую суру. Тебе следует читать
либо только эту суру, или оставить ее и читать другую» Он ответил: «Я
не собираюсь прекращать читать ее. Если хотите, я буду руководить
молитвой, как и прежде, если вам не нравится, то я оставлю вас». Они
считали, что он был лучшим из них и они не хотели, чтобы кто-то другой
руководил их молитвой. Когда Пророк (Да благословит его Аллах и
приветствует) пришел к ним, то они рассказали об том. Он сказал: «О
такой-то, что тебя удерживает от того, чтобы сделать то, о чем тебя
просят твои товарищи? Что заставляет тебя читать эту суру в каждом
ракате?» Он ответил: «Я люблю ее» Он ответил: «Твоя любовь к ней дарует
тебе доступ в Рай» (Бухари mu’allaqan, и Тирмизи с похожим иснадом к хадису Бухари 2901).
Довод
в этом сообщении указывает на факт, что человек читал Суру Ихлас в
молитве вначале, а затем читал другую суру, которая шла до этой суры (в
Мусхафе) и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) одобрил
это.
Действие Умара (да будет доволен им Аллах)
Имам Бухари сказал:
Аль
Ахнаф прочел суру Кахф в первом ракате и суру Юсуф или Юнус во втором,
и он сказал, что он совершал молитву Фаджр с Умаром, и он поступал
также.
(Baab al-Jam’ bayna Sooratayn fi’l-Rak’ah, in Kitaab al-Adhaan).
В отношении последней части вопроса мы скажем:
Можно
прочесть аяты с 50 по 60 суры Багара в первом ракате, затем прочесть
аяты с 1 по 20 суры Багара во втором, потому что в этом случае смысл
обращения будет полным.
Но
чтение аятов с 10 по 20, не передает полностью обращения, поэтому лучше
не делать этого. Возможно, вы упомянули о количестве аятов лишь для
примера, и вы не имели именно эти аяты.
Аллаху известно лучше.