Вопрос #47618:
Правильно
ли читать суры Саджда и Мульк между молитвами магриб (вечерняя) и иша
(ночная)? Существует ли сообщение о чтении трех аятов из суры аль Анам
после утренней молитвы?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Во первых: Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны указать на несколько моментов относительно достоинств определенных сур. Существуют
различные вымышленные хадисы о достоинствах различных сур, которые были
ложно приписаны Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и
приветствует). Среди наиболее известных следующие: 1. Нух ибн
Абу Марьям аль Джами, о котором было сказано: «Он обладал всем, кроме
правды. Он считал позволительным произносить ложь в хадисах в интересах
религии, и он сам придумал хадис относительно достоинства чтения сур
Корана, друг за другом и приписал его Посланнику Аллаха (Да благословит
его Аллах и приветствует) Абу Аммар аль Хусайн ибн Хурайс аль
Марвази сказал: «Было сказано Абу Исмах – т.е. Нух ибн Аби Марьям: «От
кого ты получил хадис Икрима от ибн Аббаса относительно достоинств
Корана суры, за сурой, когда от сподвижников Икримы не передавался
подобный хадис?» Он ответил: «Я заметил, что люди отвернулись от Корана
и отвлеклись фикхом Абу Ханифы и Магази Мухаммади ибн Исхага, поэтому я
выдумал этот хадис, желая награды» Передано al-Haakim in al-Madkhal (p. 54); Ibn al-Jawzi in al-Mawdoo’aat (16). Иснад достоверный. 2. Майсара
ибн Абд Раббихи аль Фариси, о котором ибн Хиббан сказал в al-Majrooheen
(2/345, no. 1038): Он является автором длинного хадиса о достоинствах
Корана, в котором сказано: «Кто прочтет такую-то суру, тому будет
такая-то награда» В Lisaan al-Meezaan (7/198) сказано аль Хафизом ибн Хаджаром: В
al-Du’aafa’, Ибн Хиббан передал от ибн Махди, что он сказал: «Я спросил
у Майсара ибн Абд Раббихи: «От кого ты получил эти хадисы «Кто прочтет
такую-то суру, тому будет такая-то награда»» Он ответил: «Я выдумал их,
чтобы вдохновить людей» Это примеры людей, которые выдумывали хадисы
и приписывали их Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и
приветствует), как они считали для важной цели, и иблис обманул их. Ученые
указывали на тот факт, что достоверность хадисов, в которых
перечисляется достоинство всех сур Корана, сура за сурой - не доказана.
Среди этих ученых al-Mawsili в al-Mughni ‘an al-Hifz wa’l-Kitaab
(1/121). Он сказал: И он передал: «Кто читает это, то получит то…» от
начала Корана до конца. Ибн Мубарак сказал: «Я считаю, что этот хадис
был вымышлен зиндиками (еретеками).» Т.е. Маусили сказал: «Нет
достоверного сообщения об этом. На это указывал Ибн аль Каййум в
al-Manaar al-Muneef (p. 113-144) и Шейх Бакр Абу Зайд al-Tahdeeth bima
qeela Laa yasahhu fihi hadeeth (p. 122-123). Он добавил: «Необходимо
отметить, что достоинства Священного Корана и достоинства определенных
сур и аятов могут быть взяты из достоверных хадисов, которые относятся
к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует)…..» Во вторых: В отношении хадисов о которых вы спрашиваете: Источник первого хадиса: Передано,
что Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник
Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто прочтет
«Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, ниспослано
Господом миров» (32 Саджда) и « Благословен Тот, в Чьей Руке власть,
Кто способен на всякую вещь» (67 Мульк) между молитвами магриб
(вечерняя) и иша (ночная), тот подобен тому, кто провел ночь
предопределения в молитве» Он был процитирован Суюти в al-Durr
al-Manthoor (6/535) в начале суры Саджда. Он сказал: Ибн Мардавайа
передал, что ибн Умар …» и далее процитировал его. Аль Алуси
процитировал его в Rooh al-Ma’aani (21/116) от Суюти, затем сказал:
«Похожее сообщение передано Суюти и аль Вахиди из хадиса Убай ибн Каба
и аль Салаби из хадиса ибн Аббаса. Вали аль Дин сказал комментируя: «Я
не согласен с этим; все эти сообщения вымышлены»» Было передано
несколько версий хадисов, некоторые из которых общие в смысле и не
указывают время чтения, а другие указывают на время, как например, в
сообщении от ибн Умара. Оно было передано как марфу и маугуф. Аль
Гафиги упомянул о них в Lamahaat al-Anwaar (1127, 1129, 1140, 1141,
1142, 1143, 1144, 1146), кроме сообщения ибн Умара.
Комментарий по второму хадису: Он был передан по двум иснадам: 1. От
ибн Аббаса (да будет доволен им Аллаха) в марфу сообщении: «Кто
прочитает во время молитвы Фаджр три аята из начала суры аль Анам до
слов: «Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то,
что вы приобретаете» (6:3), тому будет ниспослано сорок тысяч ангелов и
подобное их делам будет ему записано. И ему будет ниспослан ангел с
седьмого неба с железном жезлом, и если шайтан пожелает положить ему в
сердце, тогда ангел ударит им его и между ними будет расстояние в
семьдесят долин. В День Воскресения, Аллах скажет: «Я твой Господь, и
ты Мой раб, зайди в Мою тень, и выпей из аль Каусара, и вымойся в аль
Сальсабиле, и войди в Рай без отчета и наказания» Этот хадис был
передан Суюти в Дурр аль Мансур (3/245-246). Он сказал: « Саляфы
передали его с ненадежным иснадом от ибн Аббаса в марфу сообщении, и
Гафиги упомянул о нем в Lamahaat al-Anwaar (941).
2. Передано, что Ибн Масуд сказал: Посланник Аллаха (Да благословит
его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит молитву фаджр
(утреннюю) в собрании и останется сидеть на месте молитвы, и прочтет
три аята из начала суры аль Анам, тому Аллах назначит семьдесят
ангелов, который будут восхвалять Аллаха и молиться о его прощении до
Дня Воскрешения
Было процитировано Суюти в al-Durr al-Manthoor (3/246) и он припасал
его к al-Daylami и al-Ghaafiqi в Lamahaat al-Anwaar (935) в версии
похожей на эту хадиса ибн Аббаса. Алуси сказал в Rooh al-Ma’aani
(7/76), после цитирования хадисов и сообщений о суре аль Анам, в том
числе и хадис ибн Аббаса и ибн Масуда: «Существуют и другие сообщения,
но очевидно, что большинство из них слабые и некоторые mawdoo’
(вымышленные)». Нет достоверных хадисов, которые говорят о достоинствах суры аль Анам. В
отношении суры Саджда и Мульк нет достоверных сообщений о чтении этих
сур между Магриб и Иша, но существует достоверное сообщение о
достоинстве чтения Суры Саджда в молитве фаджр (утренняя) в пятницу. Бухари
(891) и Муслим (880) передали, что Абу Хурайра (да будет доволен им
Аллах) сказал: «Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) читал
во время молитвы фаджр в пятницу: «Алиф. Лям. Мим. Это Писание, в
котором нет сомнения, ниспослано Господом миров» (32 Саджда) и
«Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?» (Инсан 76) И
относительно достоинств суры Мульк передано, что ее можно цитировать
перед сном или в любое время. Тирмизи (2891), Абу Дауд (1400) и Ибн
Маджа (3786) передали от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Коране есть
сура из тридцати аятов, в которая будет заступаться за своих товарищей
(тех кто читает ее), до тех пор пока он не будет прощен: «Благословен
Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь» Тирмизи сказал: «Этот хасан хадис» Ибн
Хаджар сказал в al-Talkhees (1/234): Бухари указывал, что существует
проблема с этим хадисом в al-Tareekh al-Kabeer, указывая, что
неизвестно чтобы Аббас аль Джашами (тот кто передал хадис от Абу
Хурайры) слышал этот хадис от Абу Хурайры» Шейх Албани оценил этот
хадис как хасан, в других местах он оценивал его как сахих. См. Saheeh
Sunan Ibn Maajah, Saheeh Sunan Abi Dawood. До него Мунзири сказал: «Он
был передан Абу Даудом, Тирмизи, которые оценили его как хасан и эта
версия была передана им, и Насаи, ибн Маджа, ибн Хиббаном в его Сахихе,
и аль Хакимом, который сказал, что иснад достоверен». Тирмизи
(2892) передал от Джабира (да будет доволен им Аллах), что Пророк (Да
благословит его Аллах и приветствует) ложился спать, пока не читал суру
«Неужели не прошло то время, когда человек был безвестен?» (Инсан 76)
Оценен как сахих шейхом Албани в Сахих Тирмизи
|