Каков
смысл Басмалы (на арабском «Бисмилляхи ррахмани ррахим»)? И что имеется
ввиду в аяте 96:1 «Икра бисми раббика» (Читай во Имя Господа твоего)?
Ответ
Вся хвала Аллаху.
Когда произносится Басмала, начиная какое либо дело, то это значит:
«Я начинаю совершение этого дела во Имя Аллаха» или «Ища помощи и
благословления Именем Аллаха». Аллах – это Бог, которому поклоняются и
которого любят, к Которому поворачиваются сердца в покорности, любви и
почитании. Он – ар Рахман (Милостивый) обладатель большой милости, и ар
Рахим (Милосердный), дающий милость Своим созданиям.
Также сказано, что это значит: «Я начиная с упоминания имени
Аллаха. Ибн Джарир сказал: «Аллах научил Своего Пророка Мухаммада (Да
благословит его Аллах и приветствует) правильным манерам – начинать
дела с упоминания Его Имени. Он приказал ему упоминать эти атрибуты
перед началом любого дела, и Он научил его для того, чтобы все люди
говорили их перед начинанием дела, или написанием писем или книг.
Внешний смысл слов ясно указывает на то, что имеется ввиду, и поэтому
нет необходимости в подробном объяснении»
В «Басмале» также опускается упоминание дела которое намеревается
совершить. Например: «Я начинаю свое дело ради Аллаха» или «Во имя
Аллаха я читаю» «Во имя Аллаха я пишу». Возможно это так, для того
чтобы Имя Аллаха было упомянуто первым, и это произносится для
выражения того, что дело совершается именно во Имя Аллаха, а не ради
других богов. Имя Аллах – величайшее из имен и хорошо известно, поэтому не
нуждается в объяснении. Это Имя которое относится только к Создателю и
ни к кому более. Правильным мнением является то, которое говорит что
Имя произошло от корня «алиха». Он – Бог (илах) т.е. тот кому
поклоняются и превозносят. Ар – Рахман – Имя которое принадлежит только Ему. Оно указывает
на того кто обладает великой милостью, потому что эта форма слова
(фалаан) указывает на полноту и избыток. Это наиболее отличительное Имя
после имени Аллах, также как и милость является одним из Его
отличительным атрибутом. Поэтому имя ар Рахман часто употребляется
после имени Аллах, как в аяте: «Скажи: «Призывайте Аллаха или
призывайте Милостивого!»» (17:110) Ар Рахим также является из Имен Аллаха, которое означает Того Кто доставляет Свою милость кому пожелает из своих рабов.
Ибн ГАйм сказал: «Ар Рахман относится к атрибутам которые связаны с
Аллахом, и является Его сущностью, и Ар Рахим относится к тому кому
оказана данная милость. Первое относится к Нему, и второе относится к
тому, что Он делает. Первое указывает на то, что Милость является Его
атрибутом, и второе указывает на то, что Он распространяет Свою милость
на Свои Создания. Если хотите понять этот, то поразмышляйте над
значением этих аятов: «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также
благословляют вас, чтобы вывести вас из мраков к свету. Он милосерден к
верующим» (33:43)
«Он принял их покаяния, ибо Он – Сострадательный, Милосердный» (9:117)
Слово ар Рахман никогда не используется в данном контексте. Мы
знаем, что слово Рахман значит того Кто обладает милостью, а слово
Рахим того Кто распространяет свою милость»
(Бадааи аль Фаваид, 1:24)
Во вторых:
Правило о произнесении Басмалы перед чтением Корана зависит от ситуации.
1. Если это в начале суры – кроме суры Тауба – то большинство
имамом сказали, что «мустахабом является чтение Басмалы в начале каждой
суры, в молитве или где либо еще. Это следует делать регулярно, и
некоторые из них считали, что полное чтение Корана не завершается, если
Басмала не была прочтена в начале каждой суры (кроме суры Тауба)» Когда
имама Ахмада спросили о чтении Басмалы в начале суры, то он ответил:
«Не пренебрегайте этим»
2. Если кто либо начинает с середины суры, то большинство ученых и
чтецов Корана говорят, что нет причин по которой нельзя было бы
начинать с нее. У имама Ахмада, после того как он сказал, что не
следует пренебрегать Басмалой в начале суры, спросили: «А если человек
начинает чтение с середины суры?» Он ответил: «В этом нет ничего
неправильного (в чтении Басмалы)» Аль Абади передал, что аль Шафи считал это мустахабом (читать Басмалу) когда читается с середины суры.
Чтецы Корана сказали: «Следует сказать Басмалу если аят который
читается содержит обращение связанное с Аллахом, как например в аяте: «К Нему восходит знание о Часе» (41:47)
«Он – Тот, Кто создал сады на трельяжах и без трельяжей, финиковые
пальмы и злаки с различным вкусом, оливки и гранаты, имеющие сходства и
различия» (6:141)
потому что в обратном случае, если кто то читает эти аяты после
прибегания к Аллаху от шайтана, то внешне это будет выглядеть так, что
аят говорит о шайтане. 3. Чтение Басмалы в начале суры Тауба. Относительно этого нет разногласий, что подобное является макрухом.
Салих сказал относительно некоторых вопросов переданных от его отца
Ахмада: «Я спросил его о Суре Анфаль и Суре Тауба, можно ли их
разделять словами Бисмилляхи ррахмяни ррахиим. Мой отец сказал:
«Относительно Корана мы должны ссылаться на согласованное мнение
сахабов Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует):
ничего не должно быть добавлено или убрано из него»
4. Чтение Басмалы в середине суры Тауба. Чтецы Корана разошлись во
мнениях относительно этого, что было передано от ибн Хаджараль Хайсами
в аль Фатава аль Фигхия (1:52) и он сказал: «Среди чтецов Корана, аль
Шахаави сказал, что нет разногласий относительно того, что сунной
является начинать с Басмалы в середины суры Тауба, и он различал между
началом суры Тауба и серединой, но его объяснение было ложным и было
отвергнуто Джабари. Более верно (что чтение в середине суры Тауба -
макрух), потому что причиной по которой не читается Басмала, это начало
суры Тауба с приказа сражаться с куффарами, и она разоблачает куффаров
и их злые деяние в манере отличной от других сур, и эта тема
повторяется в течении всей суры Тауба. Поэтому, чтение Басмалы не
является предписанным, даже если суру читают не сначала, по
вышеуказанным причинам»
аль Адааб аль Шарийах ибн Муфлих, 2:325, аль Мвсуах аль Фигхиа, 13:253, аль Фатава аль Фагхия аль Кубра, 1:52
В третьих:
Относительно значения слов «Икра бисми Раббика» (Алаг 96:1), имам
ибн Джарир сказал: «Смысл слова «Икра бисми раббика» то, что они
адресованы Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует), т.е.
другими словами: «Читай, о Мухаммад (Да благословит его Аллах и
приветствует), упоминая имя твоего Господа (который тебя создал).»
О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено.(Сура ат-Тахрим, 6 аят)